Криштапович Виталий - представитель минских кайтеров: «Мы не отстаем от всей планеты».
-Виталий, добрый день! Скажи, пожалуйста, занимаешь ли ты в белорусском кайтинге какую-нибудь официальную должность?
- Нет, не занимаю – у нас все на общественных началах….
-Хорошо, а на общественных началах, какую роль ты играешь в кайтерском движении нашей страны? Можно ли тебя назвать главой белорусских кайтеров?
- Нет, наверное…
- А их предводителем?
- И даже предводителем нельзя! (смеется). Я бы сказал, что являюсь представителем какой-то части минских кайтеров, выразителем их воли, желаний.. А вообще, это довольно тяжело сформулировать…
- Виталий, расскажи пожалуйста, что такое кайтинг и «с чем его едят»? Наверняка, некоторые наши читатели в первый раз встречаются с этим понятием.
- Я понял. Кайтинг, или как его еще называют - кайтбординг или кайтсерфинг, это достаточно молодой вид спорта, который уже получил широкое распространение в мире. Сейчас он продолжает динамично развиваться, являясь частью парусного спорта . Кайтинг - очень зрелищен, он является техническим видом спорта, который доступен для людей с разными физическими возможностями. Кроме того, этот вид спорта является всесезонным и дает реальную возможность реализовать в наших широтах мечту о волнах и серфинге... Таким образом, достоинства кайтинга можно перечислять довольно долго.
-Причем, надо заметить, что реализовать эти мечты можно не так уж дорого…
-Кайтинг – это одна из самых доступных разновидностей парусного спорта. Вот это обстоятельство, как мне кажется, и может быть первым шагом на пути реализации своей мечты о парусном спорте.
-Мне кажется, нам необходимо сказать, что не так давно кайтинг был признан международной федерацией парусного спорта – ISAF и сейчас, официально, является частью парусного спорта.
- Совершенно верно, что интересно, на сегодняшний момент официальный рекорд скорости в парусном спорте принадлежит кайту, и составляет более 50 узлов. Причем потенциал настолько большой, что скоростной рекорд обновляется практически каждый месяц. Вообще, кайт (kite) в переводе с английского - это «воздушный змей», но, все-таки - это «крыло-парус». Часто люди, впервые «это» увидев, называют кайт «парашютом». В конце прошлого века был изобретен способ получения формы паруса без мачты, без гика и прочих «такелажных дел» - получился надувной тканевый каркас, что в результате дало - парус, который связан стропами с «райдером», т.е. катающимся человеком. Как правило, парус находится на высоте до 25 метров над землей.
- Виталий, мы уже говорили о том, что такое кайтинг. Хотелось бы услышать, что такое «белорусский кайтинг»?
-Белорусский кайтинг появился на просторах нашей страны в тот же момент, когда он и появился во всем мире. Здесь мы не отстаем от всей планеты. Первый кайт в Беларусь привезли в 1999 году. Все кайты номерные, как кузова машин, первый кайт в нашей стране имел номер шесть.
-Если говорить об этапах развития кайтинга в Беларуси, можно ли сказать, что кайтинг окончательно сформировался как профессиональный вид спорта?
-Мне кажется, что мы находимся в одном шаге от этого. Назрела определенная критическая масса количества спортсменов и их умений, существуют к этому все предпосылки… Как доказательство, успехи наших кайтеров на международной арене. Первые достижения есть, теперь необходимо стремиться к стабильности в показателях.
- Виталий, что касается мест, где можно заниматься кайтингом, есть ли какие-либо требования?
- Кайтинг, как я уже говорил, это широкое понятие, которое, кроме всего прочего, обозначает движение при помощи кайта. Я хотел бы перечислить несколько существующих вариантов движения: в первую очередь, это водная доска, зимой - это лыжи, сноуборд. У вас нет подходящей акватории? Не беда, существует такая вещь как «лендборд» , т.е. скейтборд с большими колесами для пересеченной местности. То, что ограничивает кайтера в первую очередь – это наличие линий электропередач, деревьев и.т.д. Для занятия кайтингом вам необходимо открытое место, на котором может разгуляться и выровняться ветер. Кроме того, обязательно нужно помнить о мерах безопасности и, в первую очередь, не доставлять неудобств другим людям.
- Как известно, большая часть минских кайтеров приняла решение о вступлении в Белорусскую федерацию парусного спорта. Скажите, чем обусловлено данное решение, и какие дальнейшие перспективы видят для себя кайтеры?
-На мой взгляд, количество кайтеров, т.е. их «поголовье» (смеется), достигло некой критической точки, которое требует большей организованности. При всей привлекательности кайтинга - это довольно опасный вид спорта, который не прощает ошибок и требует строгого соблюдения мер и техники безопасности. Безопасность - это очень важный вопрос. Регуляция мер по соблюдению техники безопасности, правила проведения соревнований, правила судейства – все это находится в рамках компетенции как международной, так и белоруской федераций парусного спорта. Прекращение анархии и введение ясных и четких правил – это и есть основная причина вступления кайтеров в Федерацию. Хотелось бы отдельно отметить, что, при этом никоим образом не ущемляются интересы самих кайтеров.
-Кайтинг – это довольно молодой вид спорта, не чувствуют ли себя, в связи с этим, кайтеры этакими - «не до конца» или «не совсем» яхтсменами?
- Между нами и яхтсменами существует взаимное уважение. Почему парусный спорт привлекает многих людей? Им нравится ощущать себя укротителями стихии. Непередаваемые ощущения, когда без всяких «моторчиков» человек движется, создается «тяга» и, в конечном итоге, победа над самим собой – является наивысшей наградой и удовольствием за приложенные усилия. Это испытывают как кайтеры, так и яхтсмены – поэтому наши отношения я бы мог назвать братскими. Вообще, я прочу кайтингу большое будущее и благодаря его зрелищности, не исключено, что вскоре мы сможем увидеть кайтинг и на Олимпийских играх.
-От имени Федерации и сайта yachting.by, я еще раз приветствую всех кайтеров в нашей парусной семье, а также желаю белорусскому кайтингу успехов.
-Мне бы хотелось, со своей стороны, пожелать всем нашим яхтсменам побольше ветреных дней и новых побед.
Беседовал А.Бабеня